Исследования показали, что:
- механизм подачи жалоб для участников является сдерживающим фактором;
- в основном, участники не доверяют системе подачи жалоб или не знают, как она работает;
- неправильно поданные или неоплаченные жалобы тормозят работу комиссии АКМУ и тормозят закупки;
- нет эффективного механизма борьбы против манипулирования системой подачи жалоб.
На сегодняшний день тарифы на подачу жалобы в системе электронных закупок выглядят следующим образом: 5000 гривен для тендера по закупке товаров или услуг, 15000 гривен при закупке работ. Для многих малых и средних компаний такая сумма является достаточно большой, что отталкивает их от подачи, а также увеличивает разочарование в случаях не удовлетворения претензии.
Департамент регулирования публичных закупок готовит Постановление КМУ, в котором планируется введение дифференцированный коэффициент оплаты за подачу жалобы. Планируется введение таких тарифов: 0,3% от стоимости закупки, но не меньше 2000 гривен, если жалоба подается до окончания срока подачи предложений от участников; 0,6% от стоимости закупки, но не меньше 3000 гривен, если жалоба подается после окончания аукциона.
Европейский опыт в этом вопросе выглядит следующим образом: 11% стран ЕС вообще не берут плату за подачу жалобы, 39% имеют дифференцированную плату, которая составляет от 1 до 3% от стоимости закупки.