Органы местного самоуправления, сельсоветы, а после создания в 2015-2017 годах Объединенных территориальных общин (ОТО), в своей прошлой практике закупок старались избегать процедуры тендеров из-за банального не имения опыта и не желания обучаться. Подобные тенденции существуют и до сих пор, хотя законодательство однозначно указывает на необходимость проведения всех закупок через систему электронных закупок Прозорро. И это не единственная проблема, так как при обычном варианте закупок, не будет экономии бюджета и прозрачности в использовании государственных средств.
«Очень много ОТО, когда технику закупают, или работы какие-то проводят, то стараются выбрать такой проект, чтобы было до 1,5 миллиона, то есть чтобы тендер не проводить. Но это неправильно, ведь это не способствует, ни экономии средств, ни развитию бизнеса, ни повышению прозрачности. Если раньше они тендеров не проводили, то они их проводить не умеют. И это банальная причина, почему их пытаются избежать. Не все проходили какие-то учения, они боятся ошибиться и пытаются любым способом избежать проведения тендера. Есть примеры, когда в тендере наделали много ошибок, затем были скандалы, проблемы, поэтому они боятся» — ситуацию так прокомментировал эксперт по публичным закупкам, руководитель общественной инициативы «За честный тендер» Святослав Кличук.
Так или иначе, ОТО и органам местного самоуправления придется обучаться проводить тендеры в системе Прозорро, для этого нужно обучение. Ведь есть обучающие видео, консультации на интернет площадках, онлайн-курсы, опубликованные нормативные документы и т.д. Прекрасный опыт могут дать допороговые закупки. «Хорошую возможность дает проведение через Prozorro допороговых закупок. Это позволяет потренироваться, пройти все этапы на практике и не бояться ошибиться, ведь ответственности за это нет. Все это позволит избежать проблем на надпороговых закупках» — говорит Святослав Кличук.
Переход на публичные закупки открывает ОТО большие возможности. По утверждению экспертов, средняя экономия на торгах в Прозорро составляет 10-15%, а это существенная экономия для региональных бюджетов, особенно при закупке на большую сумму. К тому же, прозрачные публичные торги это доверие со стороны общественности, так как становится понятно, как и на что тратятся бюджетные средства. Возможности открываются и для бизнеса, ведь открытый тендер это конкурентная борьба за победу в тендере, что при лучшем предложении открывает дополнительную статью дохода.